Статьи по теме

Статистика сайта

Участников: 1
Новостей: 738
Ссылок: 6

Designed by:
SiteGround web hosting A. Chourakof
ГлавнаяНовостиСсылкиКонтакты
Первая страница.



Этот сайт обслуживается на хостинге от компании RU-CENTER
    Благодарим Вас за то, что решили воспользоваться услугами нашей компании!
Вам предоставлена услуга виртуального хостинга. Настройку услуги вы можете произвести через Панель Управления, а также в разделе "Для клиентов"/"Услуги"/"Просмотр и изменение данных" на сайте www.nic.ru.


регистрация доменов, хостинг, почта
Прот.Артемий Владимиров отвечает на духовные вопросы Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал izhiza.com   
23.06.2008

Прот.Артемий Владимиров о новой книге архимандрита Рафаила Карелина

Протоиерей Артемий Владимиров 
Приветствуем Вас, дорогие радиослушатели. Мы вступаем с Вами в общение посредством прямого эфира радиостанции «Радонеж». Сегодня с удовольствием с Вами будет беседовать протоиерей Артемий Владимиров. Мы, продолжая праздновать праздник Христовой Пасхи, дни славянский письменности, чествуя святых Кирилла и Мефодия, будем беседовать о духовной литературе нашего времени. У меня перед глазами лежит новоизданный томик произведений архимандрита Рафаила Карелина, озаглавленный «На пути из времени в вечность. Воспоминания» издательства Саратовской епархии 2008 года по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина. Эта долгожданная книга содержит в себе воспоминания одного из самых значимых духовных писателей и богословов нашего времени архимандрита Рафаила Карелина. В этой книге Вы найдете драгоценные для современника воспоминания архимандрита Рафаила Карелина о повстречавшихся на его жизненном пути подвижниках благочестия: это и знаменитые Глинские старцы – митрополит Зиновий, схиархимандрит Андроник, схиархимандрит Серафим, это патриархи-каталикосы Грузии послевоенных лет, блаженные Христа ради юродивые, встречи с благочестивыми мирянами.

Здесь Вы можете познакомиться с замечательной беседой об Иисусовой молитве, которая является духовным посохом для всякого христианина. Очень значимы изречения подвижников благочестия нашего времени, большинство из них отцу архимандриту  Рафаилу повстречалось в Грузии, где прошла его юность, где он подвизается и поныне. Мне хотелось бы сегодня преимущественное внимание уделить статье, посвященной схиигумену Савве, замечательному подвижнику, наставнику 60-х годов, духовные чада которого до сих пор не желают и не могут забыть своего доброго пастыря, погребенного в Псково-Печерском монастыре. Раскрыв эту статью, Вы первым делом обращаете внимание  на фотографию схиигумена Саввы Остапенко, который уже в зрелых годах, имея молитвенный навык, поступил простым иноком в Троице-Сергиеву Лавру и очень скоро, как цветущая вишня привлекает к себе шмелей и пчел, привлек без желания с собственной стороны десятки и сотни душ, жаждавших духовного окормления. Фотография схиигумена Саввы привлекает к себе внимание, с нее смотрит на Вас теплый отеческий взор и очевидно любящие лучезарные глаза, от которых просто невозможно отвести взгляд. Он действительно напоминал собою отца Иоанна Крондштадского, насквозь прогретого, пронизанного Христовой любовью. Эта любовь, основа которой – молитвенное предстояние Богу, не обманет, не предаст. Эта любовь, которую физически чувствует человек, между тем, как его сердце, приобщаясь Христовой любви, выходит из пределов видимого мира и вступает в пределы вечности. Чудный дар отца Саввы любить преданно, бесконечно, жертвенно, забывая самого себя. Отец Рафаил пишет о первой встрече, которую даровал ему господь, с будущим схиигуменом Саввой в коридоре в покоях наместника Троице-Сергиевой Лавры. Там благодатный батюшка ждал решения своей судьбы. Дело в том, что в душные хрущевские годы, когда церковь наша была откровенно гонима, всякое скопление людей уже привлекало к себе внимание невидимых, но вездесущих агентов комитета госбезопасности. Тем паче,  сердце России,  Троице-Сергиева Лавра, куда съезжались и стекались иностранцы, не могло быть вне поля зрения этих людей в штатском. Между тем, каждый Божий день у входа в монастырские строения толпился народ. Он ждал появления любимого батюшки, который никогда без улыбки не подходил к человеку, ждал возможности принять от него благословения, увидеть его лучезарный взгляд, спросить его или попросить его о молитве. Энергии отца Саввы хватало на всех, никто не чувствовал ни холода, ни формального отношения, ни казенного обращения, но как мотыльки вьются вокруг свечи, так народ кружил и кружил вокруг этого светильника православия. Ясное дело, власти не могли простить Троице-Сергиевой Лавре такого светлячка, и вот уж пришел тайный указ отправить его подальше, с глаз долой, из сердца вон. И отец Савва направляется, конечно, не без Божьего промысла, в знаменитый Псково-Печерский монастырь, чуть было не сказал Псково-Печерскую лавру. А ведь это действительно лавра, если войти в нерукотворенные Богом созданные ближние и дальние пещеры и помолиться у знаменитых подвижников, которые из покон веков нетленно мощами почивают здесь. Итак, юный будущий архимандрит Рафаил с удивлением заметил, что отец Савва, который расставался с гнездом Троице-Сергиевой Лавры как оперившийся птенец, не выказывал никакого волнения, ни раздражения, ни недовольства, он был спокоен, потому что вверил себя всецело в руки Господа Бога Вседержителя. «Научите меня молиться. Какова значимость молитвы Иисусовой в жизни христианина? Что нужно для того, чтобы научиться молиться не устами и перстами, а молиться сердечно?» - вопрошал молодой человек уже опытного монаха. И батюшка не отговорился двумя словами, но приметив боголюбие в любознательном, духовно просвещенном юноше обратил к нему свой взор, и этого взора было достаточно, дабы душа молодого человека навеки прилепилась во Христе к своему духовному наставнику. Первая встреча – не последняя встреча. Действительно, мы назовем подлинным таинством встречу духовного отца, который рождает Вас в Духе Святом, благовествуя Вам Господа Иисуса Христа, и открывая Вам путь к духовно-нравственному совершенству через исполнение Евангельских заповедей собственным примером. 

Мы говорим сегодня с Вами о замечательном содержательном сборнике  «На пути из времени в вечность. Воспоминания» архимандрита Рафаила Карелина о подвижниках благочестия, повстречавшихся ему на его жизненном пути.  Первая статья этой книги рассказывает о замечательном подвижнике 60-70-х годов двадцатого столетия отца схиигумена Саввы. «Молитвы такой силы, которой обладал отец Савва, я не встречал ни у кого», - пишет отец Рафаил. «Я воспринимал его как приемника праведного отца Иоанна Крондштадского. Мне кажется, что отец Иоанн Крондштадский благословил даром молитвы отца Савву, как будто бы даровал ему силу и высокое дерзновение молится за людей. Схиигумен Савва был всегда радостен, словно он только что получил какую-то дорогую для него весть и хочет поделиться ее со всеми нами. Но особенно преображался он во время храмовой молитвы, тогда и облик его напоминал отца Иоанна. Я помню его взгляд лучистый, ясный, глубокий, как будто проникающий до глубины души. Эти глаза были чистыми, как кристаллы, через которые сияет вечность, и тогда мне вспоминались слова из Евангелия: «Это Иоанн восстал из мертвых и силы дивятся о нем», настолько его лицо, глаза, нечто во взгляде, что невыразимо словом, было похоже на портрет великого Крондштадского пастыря». Отец Рафаил в этих воспоминаниях пишет о том, как он стал свидетелем литургического служения отца Саввы, особая благодать мира, покоя, тишины осеняла всех молящихся. Нам с Вами остается только жалеть, что мы можем, читая эти воспоминания, лишь слышать эти свидетельства, но никогда уже не станем вплоть до встречи с подвижниками русской земли на Страшном суде свидетелями их дерзновенной молитвы. А каким был отец Савва в его пастырстве? Лучезарный, светлый батюшка был достаточно строгим и определительным. Он не любил подолгу говорить с людьми. Дело в том, что спасение, по утверждению отца Амвросия Оптинского, не во многих словах заключается. Отец Савва говорил, что нужно уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Он говорил, что для решения духовных вопросов достаточно нескольких минут, и нельзя позволять людям распоряжаться твоим временем, что для правильного руководства надо встречаться с человеком не часто и на короткое время, объясняя ему это, например, так: «У меня есть для тебя 5 минут, уложись в это время, ты не один». Или же можно сказать человеку, чтобы он написал исповедь или вопросы на бумаге не более одной страницы. Исключения отец Савва делал для тех, кто приезжал издалека. Очень часто он, не отвечая на вопросы, говорил: «Я помолюсь о тебе». И, как правило, человек получал ответ иногда совершенно неожиданно. Кажется, очень простые, но глубоко значимые истины. Ведь весьма часто мы с Вами, дорогие братья и сестры, вольно или невольно отклоняясь от Евангельского идеала, позволяем обольщать самих себя и выбираем подмены и суррогаты, скрывающие от нас Христа. Да, действительно, «спасение не во многих словах заключается». И тот, кто хочет изложить, выплеснуть свою сердечную боль, тот, кто хочет получить совет, дабы нащупать золотую середину, царский путь и выйти из недоумения, конечно же, в состоянии и за малые минуты изъяснить суть своего вопроса. И как часто человек, сбивающийся с темы на тему, подменяет подлинную просьбу, подлинное покаяние таким словоизвержением, иногда рисуясь и красуясь, иногда впадая в праздное многословие, а, значит, и осуждение, утомляя пастыря, которого, безусловно, ждут еще многие дела, неведомые этому словоохотливому собеседнику. Можно сказать, что отец Савва общался с людьми через молитву, беседа была только подспорьем. Он говорил о том, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью, что ни одно слово духовника, даже сказанное в шутку, не должно пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю. Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: «Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?» Он ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа, если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем». Когда я спросил: «А как преодолеть эту страсть?» Он ответил: «Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога». А затем добавил: «Молись Божией Матери – она наша взбранная воевода».

Нас спрашивают, что означает Божие благословение, в каких случаях нужно брать благословение и не что. Давайте вспомним изречение из Псалтири пророка царя Давида: «Сеющий по благословению, по благословению и пожнет». По существу, вся наша жизнь должна быть благословлена Господом, и это действительно свершается, когда мы начинаем и завершаем наш день молитвой, призывая Божию десницу благословить наши мысли, чувства, слова, деяния, поступки, всегда внутренне взывая ко Господу Иисусу Христу, прося его вразумить, поддержать и осенить нас своим благословением. Конечно, особая радость подойти к пастырю принять его благословение, не на что конкретное, а на весь день нашего бытия в Боге. Впрочем, главные вехи нашей жизни, осуществить которые мы можем лишь с Божией помощью, нужно освещать пастырским благословением:

- Батюшка, благословите отправить детей в город-герой Севастополь, чтобы с ними там ничего не случилось, не украл их корсар - морской разбойник, но они бы, набравшись там крепости, познакомились с неувядающей славой русского оружия, побывали бы на кораблях эсминцах Черноморского флота, помолились бы в знаменитом храме, где погребены наши знаменитые адмиралы, адмирал Нахимов, и вернулись домой загоревшими, посветлевшими, радостными. Батюшка, благословите!

 Священник, осенив Вас десницею, произнесет великие слова, звучащие в самой душе нашей:

- Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

- Батюшка, благословите, мы вместе с сыночком поступаем в мясо-молочный институт на отделение говядины, такие сложные экзамены, нужно съесть два литра супа и ни разу не поперхнуться. Благословите на вступительные испытания!

- Бог благословит Вас, мои телята, мои овчата во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

- Батюшка, благословите, наконец, мы надумали с моим благоверным повенчаться. Двадцать пять лет он ухаживал за мною, и наконец-то, уже народив троих детей, мы поняли, что нам не хватает главного – Божией благодати. Мы хотим в это воскресенье повенчаться. Благословите, чтоб ничто нам не помешало, и, вступив на чистый белый плат, мы принесли друг другу взаимные клятвы верности и любви.

- Бог благословит Вас!

Дорогие друзья, просят нас соборно помолиться, чтобы разрушились козни тех, кто думает Москву заполонить ложными кумирнями ичтилищами, кто хочет построить в Москве кришнаитскую кумирню. Помолимся, дорогие друзья, чтобы это человеческое начинание, никак не соответствующее воле Божией, не реализовалось, потому что бедные москвичи, сбитые с толку многоразличными телевизионными передачами оккультного и откровенно демонического плана, нуждаются не в просаде кришнаитском, не в мантрах, но единственно в таинстве покаяния. А ведь для того, чтобы каяться в грехах, нужно отринуть ложные воззрения о Боге, о мире, о человеке, нужно признать собственную немощь и неисправимость, нужно сердечно устремиться умом и сердцем ко Христу Спасителю, а не к Хари-Хари-Хари Кришна, который скрывает за презентабельной, а иногда откровенно отталкивающей внешностью, свои сатанинские клыки.

Спрашивают нас, можно ли спастись одними словами. Слова никого не спасают. Слова бывают разные, но спасаемся мы кровью Господа Иисуса Христа, его крестной смертью и воскресением. Дорогие друзья, вспоминается мне экзамен, который держали выпускники Вифанской дореволюционной семинарии пред строгими экзаменаторами, среди которых был его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейщий Филарет, митрополит Московский. Умудренный старец, высокий богослов, человек с невиданно широким кругозором задавал студентам Вифанской православной семинарии во второй трети 19-го столетия вопрос:

- Какими средствами Вы думаете спастись?

Первый студент (некоторые из них, кстати, уже были в сане) говорит:

- Я надеюсь спастись смирением.

Митрополит Филарет, погладив свою бороду, сказал:

- А много ли у тебя смирения, что ты думаешь им спастись? Поди вон, любезнейший.

Второй студент ответил:

- Надеюсь спастись Вашими молитвами, Ваше Высокопреосвященство.

- Поди вон! Кто научил тебя лебезить и лицемерить перед начальством? – сказал строгий митрополит Филарет. Он уже был явно недоволен и покусывал свой ус.

Третий студент ответил:

- Надеюсь спастись кровью Господа Иисуса Христа, пролитой на Кресте, и смертию, которую он вкусил ради спасения нашего.

Этот ответ удовлетворил митрополита Филарета, и он представил студента к рукоположению в иеромонахи. Итак, мы спасаемся не словами, но делами Господа и Спасителя нашего, который просветил мир учением своим, взошел на Крест, Духом Святым усвоив своему Божественному лицу наши грехи, и победил смерть восстанием из гроба. Об этом-то и рассказывает нам замечательная книга архимандрита Рафаила Карелина «На пути из времени в вечность. Воспоминания». Эту книгу Вы можете найти в православных книжных лавках магазинах Москвы.

Схиигумен Савва, о котором мы сегодня говорим, терпеть не мог многословия (это к вопросу о спасении словами). Он учил своих чад говорить как можно более кратко, некоторым он давал правило – произносить в день не более определенного количества слов. Да, действительно, старец стремился от рассеяния сохранить внутреннею молитву, и поэтому предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были предварительно обдумать эту исповедь, выбрать самое главное, отбросив второстепенное. Батюшка говаривал, что исповедуясь духовному отцу, не должно объяснять или рассказывать обстоятельства, пускаться в глубокий самоанализ, тонкий просмотр помыслов, но нужно указать на грехи, которые ты совершил, а не писать автобиографию. Когда к отцу Савве приходили за разрешением того или иного вопроса, он также пресекал многословие, просил ясно и кратко изложить суть дела и ждать ответа от духовного отца. Между прочим, и мы, священники 21-го столетия, часто встречаем людей, которые говорят: «Батюшка, мне нужно 40 минут Вашего времени. Вопрос мой настолько обстоятельный, что за час мы не уложимся». Между тем, как начнет человек говорить, минута, вторая, третья, и вопрос становится ясным, потому что если разить змия во главу и называть мучающий тебя грех, или раскрывать обстоятельства жизни, лишающие тебя покоя, на самом деле священнику со вниманием и любовью преклоняющему ухо к душе, пусть и сбивчиво, пусть и непоследовательно раскрывающей свою жизнь, много времени не нужно. Батюшка рассказывал: «Одна женщина, подойдя ко мне, хотела просить благословения на какое-то дело и стала говорить, не умолкая. Я сказал ей, что понял, но она, не обращая внимания на окружающих, не отставала от меня, продолжая говорить. Тогда я взял ее за шиворот и вытолкал из келии». И слегка улыбнувшись, отец Савва добавил: «Это почему-то показалось ей обидным». Бывает и так, приходит ко мне человек и говорит: «Помолитесь обо мне». Я киваю головой. Он отойдет на несколько шагов, возвращается и опять говорит: «Помолитесь обо мне». И так несколько раз. Может быть, я и помолюсь за него, но ему отвечаю: «Научись молиться за себя сам».

Да, дорогие друзья, наше многословие не союзник нам в делах нашего спасения. Мне кажется, что неудовлетворенность современных христиан от духовного окормления, постоянное желание перебить священника, заходить и справа, и слева, как маленькая лодочка вращается вокруг корабля, проистекает от маловерия и безмолитвенного состояния духа. Мы обессиливает слово священника своим совопросничеством, своим пустомельством, тем, что мелко плаваем сами и вместо предстояния живому Богу пытаемся в общении с человеком, пусть и обличенном священным саном, получить для себя откровение.

Пожалуйста, Ваш вопрос.

- Здравствуйте, батюшка. Это Марина, я тяжелоболящая, от меня отказались все врачи, у меня было 5 неудачных операций на позвоночнике. Мой батюшка сказал: «Отсеки свою волю!» А я продолжаю звонить врачам и к Богу обращаюсь, какая-то раздвоенность получается, полностью вволю Божию не могу отдаться. Что мне надо сделать для этого?

Помоги Вам, Господи, дорогая страдалица. Всецело надо вверить себя попечению Божию, между тем это попечение, конечно, не исключает Вашего желания получить и медицинскую помощь. Давайте вспомним священное писание, в Ветхом Завете в книге  Иисуса Навина сказано, от врача не отвращайся, ибо в иное время и в его руках бывает успех, но прежде воздай Богу обеты твои, помолись и затем обращайся к врачам. Другое дело, что не слишком утешительными для Вас оказались общения с современными эскулапами, и данная методика – хирургическое вмешательство – не принесло желаемых результатов. Не будем унывать, но будем с Вами молиться, прося Господа Бога уврачевать нас, укрепить наше здоровье, дать нам силы нести спасительный крест и исследовать, есть ли еще какие-либо методики, подходы, избегая лишь тех, которые не благословенны и подразумевают некое оккультное воздействие на личность. Мне, к сожалению, трудно прямо сходу дать Вам ответ, оставьте Ваш телефон. Отсекать свою волю удобно больному, который если не обездвижен, однако не может порхать как ласточка и бегать как мустанг. Думаю, для того чтобы уныние и печаль не заедали Вас, нужно более уединяться, с усердием и вниманием приносить Господу Богу благодарность, благодарение за скорбь и за радость, по возможности регулярно причащаясь Святых Христовых тайн. Кстати сказать, схиигумен Савва центром духовной жизни почитал именно Причащение. Он убеждал своих чад чаще, но с благоговением и подготовкой, приобщаться Святых Христовых тайн. Старец сделал выписки из творений отца Иоанна Крондштатского и других отцов о пользе регулярного Причащения. Он говорил, что дьявол всеми силами старается отвести человека от Причастия. Темная сила борет человека с правой и с левой стороны, с левой – явными грехами: нерадением, леностью, осквернением души, фантазиями, нечистыми помыслами, отвращением к храмовой службе, раздражительностью, злопамятностью, стыдом исповедоваться перед священником, нечистыми сновидениями перед Причастиями. Но враг подходит к человеку и с правой стороны через ложное благоговение перед Святыней. Лукавый внушает не только мирянам, что частое Причащение – это злоупотребление таинствами, признак духовной гордости, что от частого Причащения Тело и Кровь Христовы могут стать привычными, как простая телесная пища, что человек, постоянно стремящийся приготовиться к величайшему из таинств, не может к этому приготовиться как следует. Такие люди смотрят подозрительно на тех, кто приобщается часто, считал частое Причащение каким-то новшеством церкви. Отец Савва говорил, что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, приобщающиеся часто и берегущие святыню, на это надо обратить особенно внимание, старающиеся сохранить свое сердце в мире, любви, чистоте и молитве, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения, лишают себя Святыни. Как же иначе? В Причащении человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Но откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве, - вопрошает отец Савва, - духовный уровень не зависел от частого Причащения? Батюшка редко отлучал грешников от Причастия, он говорил, исповедуйся, смири себя в сердце своем как самого недостойного, и спеши с благоговением к Святой Чаше. Оговорюсь, что люди, чувствующие постоянную алчбу и жажду причащения святых Тайн, должны самое большое внимание уделить не только в отношении подготовки, но и достойному хранению Святыни, умножению Благодати, как говорит царь и Пророк Давид: «Исповедайте память Святыни его». Если ты сегодня стал Причастником, то будь солнышком, по слову Святого Праведного Алексия Мечева, «распространяй вокруг себя свет благожелательности, приветливости, жертвенной любви служения людям». Если ты приобщаешься Святых Таин Христовых, то как ты можешь обижаться, впадать в негодование, терять сердечный покой по всяким пустякам, нося в сердце воскресшего Господа и умягчаясь, умиротворяясь его Божественной Благодатию?

Пожалуйста, Ваш вопрос.

- Здравствуйте, батюшка, раба Божия Мария. В Чистый четверг у меня родилась внучка. Я хотела бы узнать, как правильно окрестить младенца, чтобы и мамочка обязательно была на Крестинах.

- Ну, конечно же. Если младенец жив, здоров и набирает вес, на сороковой день или сразу после сорокового дня, чтобы и мама могла принять очистительные молитвы и вновь приступить к исповеди и Причащению.

- Раба Божия Нина. Люди моего поколения жили во тьме. Я покрестилась в 64 года, сейчас мне 82. Дочери у меня крещенные, а сын Дмитрий никак не хочет креститься, помолитесь о нем, батюшка.

Все вместе мы помолимся о рабе Божием Димитрии и многих наших некрещеных соотечественниках. Господи, Иисусе Христе Боже наш, воззри с высоты святые славы твоею на непросвещенных Крещением сродников наших. Освяти их ум, умягчи их сердце, даруй им познать тебя, который есть путь, истина и жизнь. Обрати их, Господи, к покаянию. Не лиши их света Святого Крещения, да очистившись от всякия скверны плоти и духа, послужат тебе чистым сердцем, прославляюще Тебя со Безначальным Отцем и Пресвятым Духом во веки. Аминь. Да, действительно, наша страна полна оглащаемых, оглашенных и тех, кто никак не хочет огласиться Светом Истины. Мне приходилось видеть священников, которые вне ночного Пасхального богослужения говорят, что у них нет оглашенных, поэтому они не читают за Божественной Литургией молитв об оглашенных, а прямо по-гречески, после молитвы о здравии православных христиан поют Херувимскую песню. Особенно меня это поразило в православном храме в Лиссабоне в Португалии, где молодой иеромонах комкал, искажал и каверкал Божественную литургию, лишая своих духовных чад, по образу и подобию монаха кое-как молившихся, литургической сокровищницы церкви. Как нет оглашенных? Когда вся Европа наводнена украинцами, русскими, белоруссами, многие из которых не знают ни права ни лева духовной жизни и тянутся в наши православные храмы за границей, с тем чтобы ощутить себя в родном доме и по-детски ухватиться за ризы нашего Спасителя. Вместо того, чтобы просвещать соотечественников, знакомить их с богатством церковно-славянского языка богослужения, подымать их до высоты нашей духовной культуры, батюшки недоучившиеся или переучившиеся, каверкуют Божественную литургию, вставляют какие-то доморощенные на русском дурно понятом языке собственные прошения, лишая современных прихожан возможности вкусить этого аромата нашей духовной культуры. У нас множество оглашенных, и даже если по твоему нерадению, о пастырь, который потерял жажду спасения словесных овец, у тебя нет оглашенных, то обозри духовным взором бескрайние просторы русской земли (Урал, Сибирь) и посмотри, сколько сегодня молодежи, сбитой с толку, сидящей за компьютерами, сколько пенсионеров и пожелых людей, которые никогда не чувствовали света и тепла матери-церкви. Они ведь и не против Господа Бога, но на их беду, им в жизни не встретился добрый пастырь, а сами они были ленивы и косны, медлительны и самолюбивы, чтобы войти в Божий храм. Вся наша страна – это страна оглашенных, «без вины виноватых», детей подземелья, пионерские поколения, которые как могли трудились на благо Родины, но оказались перед разбитым корытом собственной души. Вот почему эти молитвы об оглашенных, о просвещении светом Евангелия, об откровениях истины, о присоединении к Святой православной церкви как воздух необходимы и важны даже для тех, кто не слышит этих молитв, сидячи во тьме и сени смертной. Поэтому и мы с Вами сегодня помолились за наших соотечественников, особенно за молодежь, которая пропадая в ночных клубах и барах, в кегельбанах и казино, света белого не видя, со дня на день набирается все более и более пороков и несказанно мучается, мучая своих сродников, в отдалении от всегда ожидающей их духовной матери-церкви.

Давайте поговорим о тех перегибах и крайностях, которые встречаются в жизни современных христиан. Ведь что не в меру, то от лукавого. Не приходилось ли Вам, дорогие друзья, видеть тех христиан, которые еще при жизни обожествляют, обожают  до помрачения и потери пульса своих духовников, не понимая, что они всего лишь плоды на ветви матери-церкви? Если есть что хорошее у наших наставниках, то это хорошее есть дар Божьей благодати, источником которой является сам Спаситель. Мне приходилось слышать, что некоторые ревнители памяти отца схиигумена Саввы, находя не осведомленных еще в церковной жизни людей и приобщая их к вере, перегибают палку, говоря: «Отныне Вашим духовником будет отец схиигумен Савва. Давайте вместе с нами читать Псалтирь, молясь о упокоении нашего дорогого духовника, а он будет Вами невидимо руководить, ему Вы мысленно исповедуйтесь, приезжайте в Псково-Печерский монастырь, и там в пещерке он будет разрешать Вас от грехов». Некоторые подобные тенденции можно заметить и в отношении к другим усопшим наставникам 20 столетия, не буду называть их имен, зная, какие на нас, бедных ведущих радиостанции «Радонеж», тотчас посыплются шишки, какие копья, трезубцы полетят в нашу сторону, едва лишь только мы осмелимся сказать о трезвомыслии, рассудительности и о том, что церковь всегда жива как Христос, вчера и сегодня один и тот же, и посему благодать священства попрежнему пребывает в церкви. Так что, имея духовника, усопшего, на небесах, мы-таки нуждаемся в том, чтобы подходить под разрешительную молитву, раскрывать недоумение скорби наших сердец пастырям, которые пасторствуют в Духе, в согласии с нравственным преданием церкви, и не превращаться в некую мистическую секту, которая, отдаляясь от Храма Божьего, общается с призраками, не с духовниками, всегда бдящими и молящимися за нас на земле, но с воображаемым образом духовника, полагая, что он через какие-то мистические знаки, через обстоятельства жизни, руководствует, приходя к нам во снах и откровениях. Опасное уклонение, спиритуализм, сбивающий с толку многих совершенно невинных людей, которые, узнав об этих подвижниках прошлого века, избегают общения с пастырями 21-го столетия, а ведь среди них много батюшек хороших и разных, которые стремятся по мере сил руководствовать людей в согласии с нравственным преданием церкви.

Итак, дорогие друзья, мы сегодня побеседовали, хотя и кратко, о книге архимандрита Рафаила Карелина «На пути из времени в вечность», где содержатся замечательные по глубине, и чистоте, и святыни его воспоминания о подвижниках благочестия 20-го столетия.

"Радонеж"
Последнее обновление ( 14.05.2009 )
 
< Пред.   След. >