Статьи по теме

Статистика сайта

Участников: 1
Новостей: 738
Ссылок: 6

Designed by:
SiteGround web hosting A. Chourakof
ГлавнаяНовостиСсылкиКонтакты
Архиепископ Ювеналий, молитвенник о нас пред Богом Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал izhiza.com   
13.06.2008
Оглавление
Архиепископ Ювеналий, молитвенник о нас пред Богом
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6

Прибытие Владыки Ювеналия в Удмуртию

31 июля 1952 года он был назначен на Ижевскую и Удмуртскую кафедру. Прибыл он в Ижевск в конце августа – начале сентября. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по УАССР Мошкин, наблюдавший за деятельностью Архиепископа Ювеналия, сделал вывод, что «несмотря на свой преклонный возраст, он довольно энергично взялся за изучение епархии. За этот короткий промежуток он побывал в г. Сарапуле два раза, в г. Воткинске, в г. Камбарке. Кроме того, не по одному разу проводил службы в обеих церквах Ижевска…каждый раз произносит проповеди, неизменно заканчивающиеся призывом верить в Бога, укреплять религию» (ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 105, л. 167об-168).
Любя уставное, монастырское богослужение, Владыка удлинил в кафедральном Троицком Соборе церковные службы (ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 104, л. 8об-9). В 1954 году уполномоченный по УАССР Халевин отмечал, что Архиепископ Ювеналий, несмотря на свой преклонный возраст, ревностно относится к церковному богослужению, «вызывая удивление среди служителей культа республики своей стойкостью и выносливостью. В каждый воскресный день он сам принимает участие в отправлении богослужений в Троицком Соборе, служит и в другие дни недели. Часто выступает с проповедями и беседами, требуя того же от настоятелей церквей. Строгие требования в ревностном исполнении богослужения и обрядов он предъявляет ко всем своим подчиненным» (ЦГА УР, ф. Р-551оп. 1, д. 124, л. 6).
Владыка часто выезжал на приходы, где совершал богослужения в торжественной обстановке с участием хора Троицкого Собора. Всегда Владыка говорил проповеди и поучения, и его служение привлекало всегда большое количество верующих (ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 123, л. 2).
Владыка поддерживал письменную связь и помогал материально многим находившимся в заключении священникам и епископам, которых он знал. Так, он оказывал денежную помощь архиепископу Нестору (Анисимову), которого по его возвращении из Китая в СССР отправили в лагерь (ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 124, л. 9).
В 1955 году Владыка Ювеналий был награжден правом ношения креста на клобуке.
Владыка старался посетить монастыри, где жили духоносные подвижники. В 1956 году в праздник Преображения он был в Глинской пустыни и возглавлял длинное монастырское богослужение. Поскольку молодые послушники не знали, как обслуживать архиерея, обязанности иподиаконов выполняли духоносные Глинские старцы схиархимандриты: Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов).
Вечером в день Преображения в обители был монашеский постриг двух послушников. Постригал Владыка. При пострижении он сказал слова, свидетельствующие о его духовной опытности, глубоком понимании им сути монашества и вообще христианского подвижничества. По воспоминаниям паломницы, Владыка, «вспомнив свою молодость, сказал, что в свои 25 лет по глупости думал, что иноческий путь может его привести к архиерейству. Архиереем он стал, но глубоко убежден, что считать это целью монашества можно только по глупости. Это путь к Богу, путь особый, путь борьбы с собой, более узкий и более прямой, на котором могут встретить монаха невыразимые утешения, но только для поддержки среди трудностей в этой борьбе» (Пыльнева Г.А., сост. «Глинская мозаика. Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942-1961)». М., Паломник, 1997, с. 61)
В начале 1956 года уполномоченный Халевин из бесед с Владыкой и со слов секретаря Епархиального совета диакона Полякова сделал вывод, что «Архиепископ Ювеналий почти не читает газет и журналов, не интересуется внутренней жизнью страны и все свое свободное время проводит за чтением «житий святых» или пением псалмов». По словам диакона Полякова, Архиепископ Ювеналий стал часто говорить о своем уходе на покой (ЦГА УР, ф. Р-551, оп. 1, д. 123, л. 50).
За несколько месяцев Владыка предвидел свою кончину и просил епископа Вологодского и Череповецкого Гавриила (Огородникова), с которым его связывала 40-летняя дружба, обязательно приехать к нему отдать последний долг, когда тяжкая болезнь повергнет его на смертный одр. Из доклада епископа Гавриила Святейшему Патриарху об обстоятельствах кончины Владыки мы и знаем о его последних днях.
25 декабря Владыка соборовался, на следующий день причастился Святых Христовых Таин и просил епископа Гавриила срочно приехать и постричь его в схиму. К сожалению, поезд был задержан на сутки и когда 27 декабря епископ Гавриил приехал, то нашел, что Владыка был уже пострижен в схиму с именем Иоанн (в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова) приехавшим из Москвы архимандритом Петром (Семеновых), духовником братии Троице-Сергиевой Лавры с 1952 года и духовником Патриарха АлексияI с 1961 года.
Владыка еще со времени настоятельства в Фаворской пустыни Пермской епархии был многие годы, в том числе в Китае, духовным наставником отца Петра, который так обращался к Владыке в письмах: «Авва мой, породивший меня к духовной жизни» (ЖМП, 1972, № 1, с.24).
Несмотря на тяжелое состояние, Владыка узнал приехавшего епископа Гавриила и очень обрадовался его приезду. Он находился в сознании почти до последнего вздоха. Страдания его временами были очень тяжелы, и он тяжко вздыхал. 28 декабря, в воскресенье, во второй половине дня его страдания усилились и вместе с этим углубилось его молитвенное настроение. «Пойте Богу нашему, пойте», - вскрикивал он между стонами, и окружающие его, выполняя просьбу умирающего, пели разные молитвы и песнопения, которым он внимал, преодолевая страдания. В последние часы жизни, при пении тропаря святому апостолу Иоанну Богослову, Владыка неожиданно поднял слабеющую руку, как бы желая управлять пением. Все присутствующие продолжали петь и молиться в этой торжественной обстановке. К полуночи Владыка начал постепенно угасать. Ровно в 12 часов ночи по местному времени он тихо скончался. Епископ Гавриил совершил первую панихиду.
После необходимых приготовлений тело Владыки в понедельник утром облачили в мантию, принадлежавшую, по словам епископа Гавриила, «одному убиенному игумену, которую Владыка хранил с 1918 года». По всей вероятности, это была мантия преподобномученика Варлаама, настоятеля Белогорской обители, келейником которого был Владыка. Тело положили во гроб и перенесли на руках в Троицкий Собор, от которого архиерейский дом отстоял за два квартала. Вынос тела покойного Владыки из архиерейского дома в храм сопровождался огромным стечением народа. Днем и ночью храм оставался открытым для народа, приходившего проститься со своим любимым архипастырем. Беспрерывно перед гробом священники читали святое Евангелие и совершали панихиды. Во вторник вечером был совершен торжественный парастас при переполненном храме. Из разных городов и сел епархии стекалось духовенство. В среду, 31 декабря, после заупокойной литургии началось отпевание в сослужении 30 священников и диаконов. Перед началом отпевания была зачитана телеграмма Патриарха с выражением соболезнования и также много других телеграмм от друзей и знакомых почившего. Отпевание закончилось в третьем часу дня, после чего гроб, поднятый священнослужителями, был трижды обнесен вокруг храма и затем снова внесен в него. Здесь, в левом приделе, был приготовлен склеп. После совершения литии при торжественном пении «Святый Боже…» гроб, скрепленный печатью, был медленно опущен в могилу.
Диагноз врачей установил у Архиепископа рак печени и сужение пищевода, причем было отмечено, что рентгеновские процедуры, проведенные им в Одессе, ускорили процесс рака, который у него был в зачатке (Архив Московской Патриархии, ф. 1, оп. 4, д. 651, л. 1-2).
В 1997 году Высокопреосвященнейший Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай во время реконструкции на месте левого придела Троицкого Собора Ижевска осмотрел состояние гроба Владыки и обнаружил, что останки Владыки нетленны, о чем рассказал во время проповеди в Троицком соборе Ижевска в 2000 году.
В Русской Зарубежной Церкви среди бывших харбинцев Владыка пользовался и пользуется большим почитанием.
В Удмуртской епархии после смерти Владыки многие годы церковные люди прибегали к нему за молитвенной помощью. В так называемые «застойные времена» верующие молились ему как «человеку святой жизни», «великому праведнику». И эти молитвы не оставались без ответа, о чем свидетельствовали и ныне свидетельствуют многие люди.

Иерей Александр Малых, клирик Александро-Невского кафедрального Собора г. Ижевска



Последнее обновление ( 26.12.2015 )
 
< Пред.   След. >