Статьи по теме

Статистика сайта

Участников: 1
Новостей: 738
Ссылок: 6

Designed by:
SiteGround web hosting A. Chourakof
ГлавнаяНовостиСсылкиКонтакты
Первая страница.



Этот сайт обслуживается на хостинге от компании RU-CENTER
    Благодарим Вас за то, что решили воспользоваться услугами нашей компании!
Вам предоставлена услуга виртуального хостинга. Настройку услуги вы можете произвести через Панель Управления, а также в разделе "Для клиентов"/"Услуги"/"Просмотр и изменение данных" на сайте www.nic.ru.


регистрация доменов, хостинг, почта
Репрессированные священники Удмуртии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Написал izhiza.com   
09.10.2008
Епископ Глазовский Виктор и другие

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Коринф. 16, 13).

Епископ Виктор, в миру Константин Александеович Островидов (1875-1934), служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме (1904), был наместником Александро-Невской Лавры (1918-1919), поочередно являлся епископом Глазовским, Вятским и Ижевским. В 1919 г. был арестован в Петрограде, провел в заключении неделю. В 1920 г. арестован за то, «что агитировал против медицины» (во время эпидемии тифа просил паству усилить молитву об избавлении от болезни), приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей.

Будучи убежденным противником обновленчества, одним из лидеров «церковной контрреволюции» в Вятском крае, он не раз подвергался репрессиям. Был в ссылке в Глазове, Сибири, в Усть-Сысольске и на Соловках. Его оппозиция митрополиту Сергию получила название викторианства. 10 апреля 1931 г. священник был в очередной раз осужден ОСО при коллегии ОГПУ СССР, приговорен к трем годам ссылки, отошел ко Господу 2 мая 1934г. в селе Нерица Усть-Цилемского района Северного края. В 1981 г. он причислен Русской Православной Церковью заграницей к лику святых новомучеников и исповедников Российских. 2 декабря 1997 г. его святые мощи были перенесены на Вятскую землю в Александро-Невский храм Свято-Троицкого женского монастыря города Вятки.

В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Виктор причислен к лику святых, включен в Собор новомучеников и исповедников российских как священноисповедник для общецерковного почитания. Одним из инициаторов канонизации епископа Глазовского Виктора является кавалер двух орденов святого равноапостольного князя Владимира, Председатель епархиальной комиссии по канонизации святых митрофорный протоиерей Алексий Сухих, настоятель Никольского собора в городе Вятские Поляны Кировской области, благочинный округа.

«Своим высоким увлечением историей о. Алексий напоминает священников дореволюционных времен, изучавших прошлое и настоящее родного края,- справедливо отмечает профессор МГЭИ В.Д. Сергеев. - Такие подвижники ревностно интересовались историей, этнографией, статистикой, повседневной жизнью своих прихожан. Связь времен волновала их. О. Алексий во многом похож на замечательного священника Николая Блинова - просветителя, ученого педагога, автора интереснейших исследований о Вятском крае». Историко-краеведческие публикации о. Алексия известны не только по церковной, но и по светской печати.

В числе проблем, которыми ряд лет занимается А. А. Сухих, - восстановление фактов истории, касающихся репрессированных священников Вятской земли. На основе собранного краеведом архива уникальных документов по истории епархии по благословению Митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа издана серия сборников «Вспомним поименно». С 2001 по 2006 год вышли в свет семь выпусков этой серии, представлен материал о более двух с половиной сотен подвижниках веры и благочестия, связанных с Вятской землей. Есть сведения о том, что всего в период с 1918 по 1951 гг. в Вятском крае было расстреляно, выслано, заключено в тюрьмы свыше 100 служителей Церкви и причастных к ней лиц. Определенное место среди них занимают жители Удмуртии и глазовчане.

Так например, епископ Мефодий (Красноперов Михаил Платонович) по рождению (1868) и началу своей духовной деятельности связан с Сарапульским уездом. Здесь же, в селе Тойкино, в 1906 г. иереем и законоучителем в местном земском училище служил Александр Владимирович Агафонников (1881-1937). В 1933 г. он был переведен в Вознесенско-Преобаженский собор г. Глазова. Псаломщиком, а затем дьяконом церкви (тогда еще Сарапульской епархии, 1922-1931 гг. ) был протоирей Аркадий Васильевич Бердников (1904-1968).

Вот некоторые сведения о нашем земляке Николае Анисимове - епископе Георгие (1861 -1947): «По благословению правящего архиерея в течение ряда лет он был катехизатором, законоучителем в разных школах, наблюдателем народной библиотеки, членом сарапульского отделения совета Вознесенского братства, благочинным сарапульских городских церквей, следователем по Сарапульскому городскому благочинию, членом Сарапульского духовного правления. Избирался председателем Можгинского церковно-приходского попечительства, депутатом на окружные училищные и вятские епархиальные съезды (в течение 5 лет), членом ревизионного комитета по сарапульскому духовному училищу, миссионерского и других обществ. За вклад в благоустройство и украшение сарапульского Троицкого храма удостоился благословения епископа Вятского и Слободского Филарета. 11 февраля 1922 г. определен епископом Елабужским, викарием Сарапульской епархии. В 1925 г. временно управлял Воткинской, в 1928 г. Сарапульской епархиями, 13 марта 1932 г. занял Ижевскую кафедру».

Протоиерей Михаил Петрович Тихоницкий (1846-1918) после окончания Вятской духовной семинарии и получения священнического сана около двух лет (1870-1872) служил в Ильинской церкви при Ижевском заводе. Противосектантским миссионером по Ижевскому благочинию с 1911 по 1918 гг. был протоиерей Стефан Аркадьевич Тронин (1873-1936). С Ижевском связана и судьба епископа Стефана - Валерия Степановича Беха (1872-1933). Епископ Димитрий (Дмитрий Константинович Поспелов (1861-1952), в 1933-1934 годах возглавлял Воткинскую епархию. В Кизнерском районе родился в 1887 г. протоиерей Алексей Андрианович Щербаков, он был рукоположен в сан священника в Михайло-Архангельской церкви села Крымская Слудка, где и погребен. Родом из Глазовского уезда (с. Карасево) диакон Александр Васильевич Тронин (1890-1973), он был псаломщиком в селе Лудяны Сарапульского уезда, биография его связана с Глазовом и селом Дебесы. Протоиерей Николай Николаевич Добрынин (1849-1929?) был переведен в храм села Ухтым Глазовского уезда (1883). Закончил Глазовское духовное училище митрофорный протоиерей Михаил Ипполитович Якимов (1897-1979). Родом из села Полько Кизнерского района протоиерей Иоанн Тарасович Евдокимов (1899-1986), сначала (1922-1925) он служил псаломщиком в родном селе, а с 1929 г. в храме села Б.-Учи Можгинского района Удмуртской АССР. Схиепископ Петр (Ладыгин Потапий Трофимович) родился в Глазове в 1861 г., а в 1934 г. проживал в родном городе негласно. Здесь же с 1955 по 1958 жил регент Н.И.Домрачев (1895-1971). Судьба священника Дмитрия Михайловича Утробина (1865-1920) связана с селами Елово и Лема Глазовского уезда. Епископом Глазовским в 1918 г. до ареста был Николай Григорьевич Феноменов (митрополит Никандр, 1872-1933).

Все книги А. А. Сухих основаны на достоверных, подчас редких источниках, сопровождаются оригинальными фотографиями. В приложениях и дополнениях впервые публикуются уникальные документы. Читая строки сборников «Вспомним поименно», всматриваясь в лица на старинных фотографиях, получаешь реальную возможность прикоснуться к прошедшей эпохе и услышать тревожные интонации воспоминаний современников и очевидцев периода репрессий. Читая, ужасаешься протокольным решениям троек ОГПУ и совещаний НКВД, содержащие традиционные строки: «приговорен к высшей мере наказания», а чаще попросту - «приговорен к расстрелу». Не устаешь дивиться той «обязательности» и «аккуратности» в выполнении этих решений и неизменным финалам большинства судеб претерпевших за верность Богу во времена воинствующего атеизма: «Приговор приведен в исполнение», «Из ссылки не вернулся», «Место погребения неизвестно».

Родом из семьи известного глазовского протоиерея был архиепископ Авраамий (Дернов Анатолий Иванович, 1874-1839?). В его биографии есть такие факты: « 22 февраля 1929 г. назначен епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, 22 мая 1935 г. назначен преосвященным Глазовским. 7 января 1937 г. возведен в сан архиепископа. С 20 января 1937 г. - святитель Ижевский. 10 мая 1937 г. арестован. Заключен в Глазовскую тюрьму, откуда переведен во внутреннюю тюрьму НКВД УАССР г. Ижевска. 4 ноября 1937 г. Коллегией верховного суда УАССР приговорен к 10 годам тюремного заключения. 30 августа 1938 г. выслан в северо-восточные лагеря. В 1939(?) г. в лагере отошел ко Господу. Место погребения неизвестно».

Вспомним поименно неразрывно связанных с Удмуртским краем и таких репрессированных священников, как протоиереи Алексей Алексеевич Катаев (1879-1937), Василий Александрович Овчинников (1884- ?); архиепископы: Алексий, в миру Николай Николаевич Кузнецов (1875-1938), Ириней (Михаил Александрович Шульмин, 1893-1938), Александр (Александр Иванович Трапицын, 1862-1937?), Киприан (Константин Степанович Комаровский, 1876-1937); епископы - Варлаам (Петр Карпович Козуля, 1871-1937), Владимир (Василий Петрович Горьковский 18?-1938); уроженец села Укан (нынешнего Ярского района) - священник Михаил Петрович Дементьев (1895-1937) .

Вспомним наших землячек Александру Гавриловну Лопатину (1888-?),Феодору Прокопьевну Мокину (1894-?), Прасковью Кирилловну Мартынову (1897-?), Анисию Михайловну Рубцову (1895-?), Дарью Степановну Черепанову (1884-?), монахинь, сведения о которых обрываются приговором 1930 г. к 3 годам ссылки, и дальнейшие судьбы их неизвестны.

О востребованности этих книг и «обратной связи» автора с читателями свидетельствует то, что тираж всех выпусков расходится практически мгновенно, на имя А. А. Сухих и редактора поступают многочисленные отзывы и новые сведения о людях, достойных памяти. Благословленный управляющим епархией на сбор сведений о стоятелях за веру, о. Алексий ревностно исполняет возложенное на него 15 лет назад послушание. Собираемые им сведения наглядно убеждают: если не вспоминать поименно жертв террора, то, как сказано в Писании, камни возопиют.

Расстрелянные, умершие от пыток, непосильного труда и голода в тюрьмах и лагерях, они вновь возвращаются к нам благодаря подвижническому труду о. Алексия, стараниями которого привлекается внимание к урокам нашей истории, истории борьбы с Богом, верой и Церковью, истории искоренения духовности и духовенства. Выразительными строками вятского поэта и редактора этого серийного издания В.К.Семибратова открывается пятый выпуск «Вспомним поименно»:

Вспоминая страшную годину,

Когда жизнь иных венчал расстрел,

Не осудим тех, кто дал слабину,

Но восславим тех, кто претерпел,

Кто в глаза жестоким револьверам

Мог всю правду высказать свою,

И кого вела живая вера

От обычной жизни к житию.

Памяти жертв политических репрессий посвящена и книга А. А. Сухих «Лишенцы». В ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка обобщения сведении о лицах, лишенных советской властью в 1920-1930-е гг. избирательных прав на одной конкретной территории - в Вятско-полянском районе Кировской области. Здесь отразились типичные для тогдашнего советского периода процессы. Построенная полностью на документах государственных и личных архивов, книга вводит в научный оборот массу бесценных исторических фактов и по сути дела является своеобразным памятником жертвам политических репрессий.

Наталия Закирова, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики
Последнее обновление ( 23.05.2009 )
 
< Пред.   След. >